Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции Российской Федерации

Версия для печати

Уважаемые коллеги, друзья!

Сегодня мы с вами празднуем День рождения Основного Закона Российской Федерации — главного правового документа, по которому мы сверяем свою жизнь, строим наши планы, который является залогом стабильности и правопорядка российского общества, гарантом нашей безопасности, соблюдения наших прав и свобод.

День этот знаменателен для всей нашей огромной страны, для всех её граждан. Но мы с вами несколько иначе, чем в других российских регионах, относимся к незыблемости правого поля, устойчивости конституционного строя, прочности и надёжности правопорядка. Мы с вами хорошо знаем, что такое положение вещей существует далеко не везде и не всегда. И эти наши знания — не кабинетная теория.

Мы воочию наблюдали, что бывает, когда торжествует правовой нигилизм, а Основной Закон становится документом, который «перешивается» после каждых выборов. Впрочем, мы и сейчас с близкого расстояния наблюдаем за последствиями надругательства над правовым полем, в результате которого сформировался нынешний киевский режим, превративший государство Украина в террористическую организацию, представляющую смертельную угрозу для своих соседей и собственных граждан.

Есть у нас и свой опыт конституционализма и конституционного законотворчества. Считаю, что в День Конституции Российской Федерации вполне уместно вспомнить и о нём, поскольку это — ещё одно убедительное доказательство того, что возвращение Крыма в Россию — не стечение обстоятельств и не чьи-то происки, а неизбежная закономерность. Что иначе просто быть не могло.

Обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что мы всегда избирали правовой путь, старались опереться не на прихоть той или ной политической группы, а на политическую волю граждан нашей республики — крымчан. Именно так мы воссоздавали крымскую автономию в 1991 году — через референдум, легитимность которого была тогда, при ещё существовавшем СССР, признана и в Москве, и в Киеве.

Но уже в процессе имплементации нашего решения мы столкнулись с тем, что в дальнейшем пришлось иметь дело на протяжении последующих 23 лет — с правовым нигилизмом и дремучим политическим волюнтаризмом. Всё это появилось в Киеве не в последние три года, а значительно раньше. В итоге, вместо того, чтобы получить статус субъекта Союзного договора, за что голосовали крымчане, Крым оказался автономией в составе Украины. А через несколько лет, в 1995 году, Киев попросту разгромил крымскую автономную государственность. И вновь — растоптав политическую волю крымчан, закреплённую в нашей Конституции 1992 года, нарушив собственные обязательства и законы, превысив имеющиеся у него политико-правовые полномочия.

Ведь что такое была наша Конституция 1992 года? Это был наш правовой компромисс с Киевом, когда мы при условии признания наших основных правовых потребностей, давали согласие на своё вхождение в состав независимого украинского государства. Это соглашение было денонсировано Киевом в одностороннем порядке. Нас просто грубо запихнули в правовое поле Украины, не спросив нашего согласия, не удосужившись даже сделать это в соответствии с собственным законодательством. Фактически весной 1995 года Киев осуществил в Крыму конституционный (а точнее — антиконституционный) переворот.

Если бы тогда гарантом крымской автономии не выступила ОБСЕ, мы бы свой автономный статус попросту потеряли. Но Европа тогда остановила разгул правового нигилизма Киева, заставила его считаться с правилами правового приличия и с элементарными правами региона. Кстати, если Председатель Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ Кристин Муттонен действительно соберётся с визитом в Крым, обязательно вспомним этот сюжет и не забудем поблагодарить эту организацию за её позицию, занятую по крымскому вопросу в 1995 году.

Принципиальная позиция ОБСЕ и глухое сопротивление крымчан правовому произволу Киева привели к появлению нашего Основного Закона образца 1998 года. Как ни старались заклятые «друзья» Крыма из Верховной Рады Украины обесценить этот правовой документ, но он сыграл свою историческую роль: не выходя за рамки очерченного им правового поля, мы сумели вернуться в Россию. Но полностью использовать свои конституционные полномочия, которые, напомню, были утверждены украинским парламентом, мы не смогли — именно по причине процветавшего в Киеве правового нигилизма.

Скажем, согласно Статьи 26 (пункт 2) крымской Конституции от 1998 года, к компетенции нашего парламента было отнесено, цитирую: «участие в формировании основных принципов внутриполитической, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности Украины по вопросам, касающимся интересов Автономной Республики Крым». Совершенно бесспорно, что интересы Крыма напрямую затрагивались как заключением соглашения, например, с ЕС об Ассоциированном членстве, так и, скажем, подписанием 21 февраля 2014 года «Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине» между президентом Януковичем и лидерами оппозиции. То есть, эти документы должны были с нами согласовываться. Однако оба раза Украина грубо нарушила полномочия автономии, даже те немногие, что она нам оставила.

Как видим, на протяжении всего украинского периода истории нашей республики, мы твёрдо отстаивали принципы правопорядка и законности, в то время, как официальный Киев нарушил практически все взятые перед нами обязательства.

Правовой нигилизм стал своего рода визитной карточкой Киева далеко не только в его отношениях с крымской автономией. Это характеризовало отношение украинской власти к закону вообще. Стоит ли после этого удивляться, что в конце 2013 — начале 2014 года одни политические силы Украины с энтузиазмом разрушали правовое поле собственного государства, а те, кто был обязан его защищать (прежде всего — президент страны) — лишь обречённо наблюдали за этим процессом...

Вот почему наши пути с Украиной диаметрально разошлись. Вот почему мы в соответствии со своими полномочиями, опираясь на политическую волю крымчан, провозгласили свою независимость, которой затем распорядились, войдя в состав Российской Федерации на правах её субъекта. Вот почему мы празднуем сегодня День российской Конституции, в которой наши права защищены и гарантированы, которую никто не будет произвольно менять, подгонять под себя и вольно трактовать.

Скажу и несколько слов о референдуме — как правовом инструменте, к которому мы прибегли в 2014 году. Ведь именно результаты всенародного голосования легли в основу наших исторических решений. В этом мы, кстати, гораздо ближе к европейской правовой традиции, чем те, кто на словах ратует за евроинтеграцию, а практикует беззаконие и произвол.

Например, сравнительно недавно прошло всенародное голосование в Великобритании, где сторонники выхода страны из Евросоюза победили с небольшим перевесом. В итоге — страна запустила процесс брексита. И никто из её партнёров по ЕС, недовольных этим решением, не вводит против британцев санкций, не организует блокаду Соединённого Королевства, не устраивает его травлю в СМИ. А буквально на днях итальянцы на референдуме отклонили предлагавшиеся им правительством Ренци реформы. Теперь оно уходит в отставку. Политическая воля, выраженная народом, для европейцев свята. Как и для нас. Думаю, это хорошая платформа для достижения взаимопонимания между нами и признания странами Европы легитимности российского статуса Крыма. Многое говорит о том, что степень понимания нашей позиции европейцами растёт и такое признание не за горами.

Дорогие коллеги! Когда 23 года назад граждане России принимали ныне действующий Основной Закон (а делали они это тоже на референдуме), мы наблюдали за этим со стороны. Но мы, крымчане, всегда относились к России как к своей Родине, как к стране, куда мы когда-нибудь обязательно вернёмся. И вот теперь мы — граждане Российской Федерации, а Республика Крым присутствует в тексте федерального Основного Закона. Теперь это — наша Конституция. И мы, наравне с нашими согражданами из других российских регионов, принимаем участие в укреплении и развитии правовой системы нашего Отечества, находимся под её защитой, пользуемся предоставленными нам правами.

Огромный созидательный потенциал, содержащийся в Конституции Российской Федерации, далеко не исчерпан. Он и впредь будет служить решению задач построения стабильного и безопасного гражданского общества, обеспечению экономических и гражданских свобод российских граждан.

С праздником вас, дорогие крымчане! С Днем Конституции Российской Федерации!