Ссылка на акт: 163-6/10

163prog

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

28 декабря 2010 года № 163-6/10

ПРОГРАММА
Автономной Республики Крым "Здоровье крымчан" на 2008–2012 годы

РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа Автономной Республики Крым "Здоровье крымчан" на 2008–2012 годы (далее – Программа) разработана на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 года № 955 "Об утверждении Программы предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи" и Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 сентября 2007 года № 558-5/07 "Об обеспечении прав граждан Украины, проживающих в Автономной Республике Крым, на охрану здоровья и медицинскую помощь".

В Автономной Республике Крым, как и в целом по Украине, наблюдается демографический кризис, обусловленный высокими показателями смертности и заболеваемости населения, низкой рождаемостью.

На показатели здоровья населения в значительной мере влияют социально-экономические условия, экология, образ жизни, а также доступность и уровень медицинской помощи, которые напрямую зависят от объемов финансирования отрасли здравоохранения.

Естественный прирост населения сохраняет отрицательное значение с некоторой положительной динамикой. В 2005 году он составил 6,7 %, а за 11 месяцев 2010 года – 2,9 %. Как на Украине, так и в Автономной Республике Крым сохраняется тенденция старения населения. В 2009 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 700 нетрудоспособных граждан. Предполагаемая продолжительность жизни населения составит 68,5 лет (мужчины – 63, женщины – 74 года).

Среди причин смертности, как и в предыдущие годы, на первом месте находятся болезни системы кровообращения (66,3 %), на втором – злокачественные новообразования (11,8 %), на третьем – несчастные случаи, травмы, отравления (9,7 %).

С 80-х годов прошлого столетия сохраняются отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, а также достаточно высокий уровень показателя младенческой смертности (показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми в 2005 году составил 9,03 ‰, за 11 месяцев 2010 года – 8,6 ‰).

Отмечается рост количества ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Заболеваемость на 100 тыс. населения ВИЧ-инфекцией увеличилась с 38,6 в 2005 году до 58 за 11 месяцев 2010 года.

Остается нерешенной проблема укомплектованности медицинскими кадрами. Укомплектованность штатных врачебных должностей физическими лицами составляет по городским лечебно-профилактическим учреждениям 83 %, по республиканским – 78,1 %, по центральным районным больницам – 78,1 %, укомплектованность штатных должностей специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием физическими лицами составляет 92 %. Удельный вес укомплектованности штатных должностей физическими лицами составляет в участковых больницах врачей – 91,5 %, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием – 102,4 %; в сельских врачебных амбулаториях соответственно 74,4 % и 91,9 %; в ФАПах специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием – 88,4 %. Недоукомплектованность штатных должностей в основном связана с необеспеченностью медицинских работников (прежде всего молодых специалистов) жильем, низким уровнем среднемесячной заработной платы, отсутствием социальных льгот.

Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений Автономной Республики Крым нуждается в замене устаревшего медицинского оборудования, во внедрении новых прогрессивных технологий.

В последнее десятилетие отмечается увеличение потребности населения в медицинской помощи и медицинских услугах.

Средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на реализацию законов, регулирующих вопросы предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи и социальной защиты работников здравоохранения, в первую очередь в сельской местности, недостаточно. Необходимы дополнительные финансовые ресурсы для осуществления мероприятий, направленных на решение вышеуказанных вопросов, в том числе на повышение социального статуса и улучшение социальной защиты сельских работников здравоохранения.

Автономная Республика Крым является сейсмоактивным и сейсмоопасным регионом Украины, что требует особой готовности лечебных учреждений Автономной Республики Крым к оказанию экстренной медицинской помощи.

Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в Автономной Республике Крым функционирует Территориальная служба медицины катастроф, мероприятия по развитию которой утверждены Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 26 декабря 2006 года № 834.

В последние годы наблюдается тенденция роста природных и техногенных катаклизмов с большим количеством человеческих жертв и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.

Не снижается количество чрезвычайных ситуаций различного характера, наносящих вред здоровью людей и значительный ущерб экономике.

Автономная Республика Крым является местом проведения саммитов и встреч на высоком государственном уровне, что требует приобретения современного медицинского транспорта и медицинского оборудования.

РАЗДЕЛ II
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Основными целями Программы являются:

реализация государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения Автономной Республики Крым;

обеспечение частичного гарантированного уровня оказания бесплатной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях;

усовершенствование системы социальной защиты медицинских работников;

повышение статуса и престижа профессии медицинского работника.

2. Для достижения основных целей необходима реализация следующих задач:

2.1. Экономических:

поэтапное увеличение объемов финансирования отрасли здравоохранения;

эффективное использование существующих кадровых, финансовых и материальных ресурсов;

улучшение материально-технической и лечебно-диагностической баз лечебно-профилактических учреждений, оснащение высокотехнологичным диагностическим и лечебным медицинским оборудованием;

повышение профессионального уровня специалистов, осуществляющих оказание медицинской помощи.

2.2. Демографических:

повышение качественных показателей здоровья населения за счет улучшения профессиональной подготовки медицинских работников;

создание условий для увеличения периода активного долголетия и продолжительности жизни людей;

снижение уровней заболеваемости, инвалидности, смертности населения;

создание условий для приоритетного развития охраны материнства и детства.

2.3. Социальных:

создание условий для обеспечения социальной стабильности в сельских регионах Автономной Республики Крым;

повышение эффективности и качества оказания специализированной лечебно-профилактической помощи;

введение дополнительных форм социальной помощи медицинским работникам, работающим в лечебно-профилактических учреждениях сельской местности;

повышение престижа медицинских профессий, роли и авторитета медицинского работника в обществе.

3. Для решения поставленных задач предусмотрено выполнение мероприятий Программы согласно Приложению 1.

РАЗДЕЛ III
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа разработана на период 2008–2012 годов и будет выполняться в один этап. По мере реализации Программы возможны уточнения сроков исполнения отдельных мероприятий и объемов финансирования исходя из утвержденных показателей расходов на соответствующий год.

РАЗДЕЛ IV
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы позволит:

обеспечить гражданам Украины, проживающим на территории Автономной Республики Крым, бесплатное оказание экстренной медицинской помощи и проведение части диагностических исследований (клинических анализов, флюорографии, рентгенографии, электрокардиографии, ультразвуковых исследований);

обеспечить современным медицинским и диагностическим оборудованием (аппаратами УЗИ, ЭКГ, маммографами, эндоскопической аппаратурой, спирографами, рентгенологическим оборудованием, реактивами и др.) лечебно-профилактические учреждения во всех регионах Автономной Республики Крым;

увеличить на 1,2 млн. количество обследований граждан;

оказать дополнительную социальную помощь 19,6 тыс. работников лечебно-профилактических учреждений сельской местности;

обеспечить медицинскими кадрами лечебно-профилактические учреждения в сельской местности;

увеличить продолжительность жизни больных с хронической почечной недостаточностью до 5-7 лет;

своевременно выявлять нефрологических больных, увеличить срок жизни больных с хронической почечной недостаточностью;

снизить показатели инвалидности и смертности больных с острой почечной недостаточностью на 3 %;

увеличить объем оказания специализированной медицинской помощи с применением заместительной почечной терапии больным с хронической почечной недостаточностью и лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, нуждающимся в заместительной почечной терапии;

обеспечить социально-психологическую и трудовую реабилитацию нефрологических больных;

стабилизировать заболеваемость и смертность от онкопатологии в 2011 – 2012 годах и добиться дальнейшего снижения темпов их роста на 10 % (уменьшить заболеваемость и смертность от рака молочной железы, шейки матки, рака предстательной железы);

уменьшить частоту прерывания лечения до 8 % путем создания социально-материальной мотивации для лечения малоимущих больных;

уменьшить число запущенных случаев рака визуальных локализаций на 5 %, что приведет к большему охвату лечением и повышению 5-летней выживаемости;

повысить до 60 – 65 % уровень выздоровления;

увеличить на 10 % количество выявления онкологических новообразований на ранних стадиях;

обеспечить доступной бесплатной медицинской помощью и эффективной социальной поддержкой онкологических больных;

усовершенствовать систему оказания населению противораковой помощи, подготовки медицинских работников по вопросам диагностики и лечения злокачественных новообразований согласно стандартам, утвержденным приказами Министерства охраны здоровья Украины и Министерства здравоохранения Автономной Республики Крым;

увеличить уровень осведомленности населения об онкологических заболеваниях;

снизить до 2 % передачу ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

обеспечить у 100 % детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, раннее выявление случаев инфицирования;

усовершенствовать систему добровольного консультирования и тестирования с целью ранней диагностики ВИЧ.

РАЗДЕЛ V
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством (приложения 2, 3).

РАЗДЕЛ VI
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложениях 1, 3.

Координация выполнения Программы осуществляется Министерством здравоохранения Автономной Республики Крым.

Непосредственный контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется Советом министров Автономной Республики Крым.

Отчет Совета министров Автономной Республики Крым о ходе реализации Программы ежеквартально заслушивается на пленарных заседаниях Верховной Рады Автономной Республики Крым.