Ссылка на акт: 968-5/08

Untitled Document
 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление Верховной Рады
Автономной Республики Крым

17 сентября 2008 года № 968-5/08

 

Программа
формирования региональной экологической сети
в Автономной Республике Крым на период до 2015 года

 

РАЗДЕЛ I
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ
СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ
В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

1. Основания для разработки Программы формирования региональной экологической сети в Автономной Республике Крым на период до 2015 года (далее – Программа) – пункт 9 части первой статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым, пункт "є" части первой статьи 14 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", абзац 7 пункта 7 Общегосударственной программы формирования национальной экологической сети Украины на 2000–2015 годы, утвержденной Законом Украины от 21 сентября 2000 года № 1989-III,  статья 9 Закона Украины "Об экологической сети Украины".
2. Цели формирования региональной экологической сети в Автономной Республике Крым (далее – РЭС)  как составной части национальной экологической сети Украины – увеличение в регионе площадей земель с природными ландшафтами до уровня, достаточного для сохранения биологического разнообразия, близкого к свойственному им природному состоянию, а также поэтапное формирование их интегрированной территориальной системы, направленной на сохранение природных экосистем и ландшафтов, видов растений и животных и обеспечивающей функционирование природных путей их миграции и распространения.
3. Основные задачи Программы:
1) в сфере формирования РЭС:
определение пространственной структуры РЭС с целью систематизации и обоснования путей объединения природных сред существования популяций, сообществ и видов дикой флоры и фауны в территориально целостный комплекс;
определение площадей отдельных элементов РЭС, необходимых для обеспечения благоприятных условий существования, свободного расселения и миграции видов растений и животных;

обоснование и реализация организационных, экономических, научно-практических и других мероприятий по обеспечению процесса формирования и защиты РЭС;
определение участков и территорий для формирования составных элементов РЭС разного значения (международного, национального, регионального, местного), а также их роли в структуре земельных угодий;
резервирование и дальнейшее придание природоохранного статуса территориям с высоким биоразнообразием, особенно прирусловым, целинным землям, типовым и уникальным экосистемам и ландшафтам, местам обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, геологических объектов, эталонных типов почв и т. д.;
информирование населения о роли РЭС в поддержке экологического равновесия в регионах Крыма для обеспечения участия населения и органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым в сохранении биоразнообразия;
2) в вопросах охраны и восстановления состояния земельных ресурсов:
оптимизация площадей сельхозугодий и уменьшение степени их распаханности за счет малопродуктивных земель;
совершенствование структуры земель сельскохозяйственного назначения и обогащение их природными компонентами;
внедрение грунтозащитных, почвозащитных и экологически безопасных систем земледелия с контурно-мелиоративной и ландшафтно-мелиоративной организацией территории;
консервация и выведение из оборота угодий с нарушенным экологическим состоянием (смытые, дефлированные земли на склонах крутизной более 5–7°);
3) в вопросах охраны и восстановления водных ресурсов:
экологическое оздоровление водных объектов на основе ужесточения режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос, усиление их водорегулирующей и водозащитной способностей;
сохранение водно-болотных угодий международного и местного значения;
разработка и реализация мероприятий по сохранению прибрежных ландшафтов Азовского и Черного морей, создание сети морских объектов природно-заповедного фонда (далее – ПЗФ);
4) в вопросах охраны, использования и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира:
создание в агроландшафтах участков с лесной и луговой растительностью;
ренатурализация (воспроизводство), где это целесообразно и возможно, степных, луговых, водно-болотных и других природных ландшафтов;
оптимизация ведения сельского, лесного, охотничьего и рыбного хозяйства с учетом условий обитания видов местной флоры и фауны;
формирование новых участков для обеспечения мест обитания видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины, и природных растительных сообществ, занесенных в Зеленую книгу Украины, Европейский красный список животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения в мировом масштабе, а также других видов, включенных в перечни международных конвенций и соглашений, обязательных для исполнения Украиной;
улучшение условий охраны и воспроизводства зеленых насаждений и лесов, входящих в состав зеленых зон городов и других населенных пунктов;
5) в вопросах сохранения биологического и ландшафтного разнообразия:
сохранение и восстановление ключевых экосистем и сред обитания видов растений и животных;
устойчивое управление позитивным потенциалом биоразнообразия на основе оптимального использования социальных и экономических возможностей на региональном и внутрирегиональном уровнях территориальной и общественной организации;
учет целей в сфере сохранения и сбалансированного неистощающего использования биологического и ландшафтного разнообразия во всех отраслях, использующих это разнообразие или влияющих на него;
осуществление целевых мероприятий, отвечающих потребностям сохранения разных типов экосистем, основанных на правовых и финансовых возможностях природопользователей, органов регионального и местного самоуправления.
4. Функции экологической сети:
1) общая функция экологической сети – обеспечение воспроизводства природной среды, поддержание экологического баланса на основе обеспечения биогеохимических круговоротов, круговоротов тепла и влаги, воспроизводства кислорода, чистой природной воды, достижения биогеоценотического равновесия, создания предпосылок для функционального и территориального механизмов поддержания экологического равновесия, поддержания экологической безопасности территории;
2) частные функции экологической сети:
сохранение уникальных, типичных, исчезающих видов, популяций и сообществ, сохранение мест зимовки птиц, миграционных путей перелета и мест отдыха птиц;
создание условий для увеличения ассимиляционной емкости природных ландшафтов, экосистем, выполнение противоэрозионных функций, функций регулирования микроклимата и гидрологических условий; сохранение и улучшение качества жизненно важных природных ресурсов, обеспечиваемого экологическими системами, – воздуха, воды и земель;
повышение устойчивости агроэкосистем и потенциала для их восстановления за счет агроэкологического влияния компонентов экосети и лучшего сохранения биологических агентов;
повышение эффективности функционирования экосистем, геосистем (увеличение природной энергоэффективности, стабилизирующего воздействия в отношении климата, в частности местного климата и микроклимата);
воспроизводство и реконструкция флоры и фауны на основе достижения оптимальной (или хотя бы минимальной) площади естественных экосистем, оптимального пространственного рисунка экосистем и ландшафтов, оптимального пространственного чередования естественных и антропогенных геосистем;
предотвращение фрагментации экосистем, сохранение пространственных и функциональных связей между природными территориями и популяциями (Всеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, 1995 год).
5. Современное состояние вопроса. Проблемы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в Автономной Республике Крым.
Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия имеет высокий уровень приоритетности, так как требует принципиального изменения всей системы управления биологическими ресурсами и отношения общества к природным объектам.
Крым яв­ля­ет­ся од­ним из ми­ро­вых цен­тров био­раз­но­об­ра­зия. Фло­ра сосуди­стых рас­те­ний на­счи­ты­ва­ет 2775 ви­дов (ох­ва­ты­вает 60 % фло­ры Украины). Сре­ди них 279 (10 %) яв­ля­ют­ся эн­де­ми­ка­ми. В Крас­ную книгу Украи­ны за­не­се­ны 164 ви­да со­су­ди­стых рас­те­ний Кры­ма, что со­став­ля­ет 37 % опи­сан­ных там пред­ста­ви­те­лей па­по­рот­ни­ко­об­раз­ных и се­мен­ных.
Состояние естественных фитоценозов, особенно в степной зоне Крыма, в значительной степени определяется высоким уровнем хозяйственной нагрузки на территорию (71 % сельхозугодий и около 47 % пашни от всей площади полуострова).
Особо охраняемые природные территории – объекты ПЗФ – занимают около 5 % территории Крыма. Это меньше, чем в развитых странах, и меньше необходимого для Крыма.
Из 382 представителей животного мира, занесенных в Красную книгу Украины, около 200 видов распространены в том числе в Крыму, а более 60 из них – только в пределах региона. Так, из 80 IBA-территорий Украины (то есть мест, важных для сохранения видового разнообразия птиц на планете) 10 расположены в Крыму.
250–300 лет назад антропогенное воздействие на Крым не имело повсеместного характера: большая часть степей сохраняла естественный вид. В равнинной части были разнотравно-злаковые, типчаковые, ковыльные степи (в центральной части), полынно-злаковые степи в Присивашье. Было много видов крупных представителей фауны: дрофы, стрепета и др.
В конце XIX века (после отмены крепостного права, создания машинного плуга и пр.) произошла масштабная распашка земель в равнинной части Крыма. На оставшихся естественных ландшафтах и пастбищах (большей частью деградированных) биоценозы значительно изменены по сравнению с природным состоянием.
Сейчас можно говорить о наступлении в 90-х годах XX столетия этапа, связанного с обострением прямой сверхэксплуатации лесных, травянистых и водных экосистем, ускорением деградации пахотных земель.
Процесс регионального вымирания многих видов начался в конце прошлого века, когда резко изменилось соотношение территорий под естественными и вторичными экосистемами (началась деградация степных и луговых сообществ под пастбищами и почв на пахотных землях, затем проявились последствия осушения, зарегулирования и загрязнения водоемов и др.).
Процесс имеет аккумулятивную статистическую компоненту и неоцененную, но явно высокую инерционность. Это обостряет ситуацию, создавая неопределенность негативного характера. Поскольку процесс постепенен, его опасность в целом не осознается обществом настолько, чтобы предпринимать эффективные меры.
В Европе в целом становится ясно, что применение только охранных мер в отношении лучше сохранившихся оазисов природы недостаточно и необходимы восстановительные действия. Наряду с этим восстановление деградированных экосистем не может быть полным, каким бы оно ни было необходимым.
Все это означает, что снижение биологического разнообразия только на локальном или региональном уровне всегда имеет необратимые последствия в континентальном и глобальном масштабе.
Обычно, когда речь идет о минимально приемлемом соотношении искусственных и естественных (средостабилизирующих) экосистем, говорят о цифрах от 25–30 % до 50–60 % территории страны, которая должна быть занята естественными  экосистемами (Ю. Одум, Г. Одум, В.Г. Горшков, Н.Ф. Реймерс и др.). Имеется в виду, что этого, с одной стороны, хватает для сохранения биоразнообразия, а с другой – достаточно велико стабилизирующее влияние природных биоценозов на антропогенные.
В настоящее время только 25 % территории Крыма сохранили естественные ландшафты (то есть гораздо меньше нормы и ниже среднемирового показателя), причем 10 % из них – это леса горного Крыма, а 15 % – небольшие фрагменты степей в равнинной части, которые лишь на отдельных участках имеют размеры более 5000 га (Караларская степь, Калиновский участок и др.).
Ландшафтное разнообразие, разнообразие видов, популяций, сообществ организмов в Крыму находится под угрозой, что связано:
с недостаточной площадью сохранившихся естественных ландшафтов;
с разрушением мест обитания животных и растений в результате хозяйственной деятельности;
с браконьерством, недостаточно лимитированным сбором лекарственных растений, ягод и грибов.
Следовательно, необходимо обратить самое серьезное внимание на сохранение существующих естественных ландшафтов и на восстановление существовавших ранее ландшафтов.
6. Подходы к созданию РЭС.
Создание РЭС окажет существенное воздействие на дальнейшее территориальное развитие регионов Крыма. Проектирование экосети необходимо рассматривать как важную составную часть регионального архитектурно-планировочного процесса.
Это предполагает отличие масштабов картографических материалов, детальности рассмотрения ситуации, а также различие подходов в согласовании результатов проектирования на разных уровнях пространственно-временной организации экосети. При этом важное значение имеет интеграция требований землеустроительного проектирования и требований природоохранного законодательства по созданию объектов ПЗФ, а также наличие качественных и оперативных материалов инвентаризации состояния территорий, планируемых для включения в РЭС.
Структура РЭС должна пространственно стыковаться с элементами всеевропейских региональных и Украинской национальной экосетей.
Согласно Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000–2015 годы, утвержденной Законом Украины от 21 сентября 2000 года № 1989-III, прогнозными составляющими национальной экологической сети Украины в регионе определены земельные угодья согласно Приложению 2.

7. Основные элементы проектируемой РЭС (приложения 3, 4) как части национальной экологической сети Украины в Крыму:

7.1. Природные регионы – формируются на территориях, имеющих в своем составе объекты ПЗФ, доля которых значительно превышает средние значения по республике:
Крымский горный (Крымский, Ялтинский горно-лесной, Карадагский природные заповедники; планируемый национальный парк "Чатыр-Даг");
Азовский (морские акватории, Казантипский природный заповедник; планируемые национальный природный парк "Сивашский", Караларский региональный ландшафтный парк);
Тарханкутский (памятники природы, включая мыс Атлеш, природно-аквальный комплекс у мыса Атлеш, Джангульское оползневое побережье с природно-аквальным комплексом, балку Большой Кастель, а также формирующийся национальный парк "Тарханкутский");
Каркинитский прибрежно-морской (орнитологический заказник "Каркинитский", филиал Крымского природного заповедника "Лебяжьи острова");
Опукский (Опукский природный заповедник, прилегающие территории и акватории).
7.2. Природные ядра – объекты ПЗФ и другие территории, требующие специальной охраны. В Крыму выделено 16 природных ядер (Приложение 5), являющихся ключевыми территориями дикой природы, положительно влияющими на окружающую среду.
Природные ядра должны иметь площадь не менее 1000 га и высокий природоохранный статус.
Региональные природные ядра должны дополняться сетью сходных объектов местного значения (лесных массивов природного и искусственного происхождения, рек, водоемов, временных водотоков, балок, степных целинных участков и др.), которые могут рассматриваться как элементы экологических коридоров регионального и национального уровней (Приложение 6).
Выделение сети природных ядер местного значения возможно на основе проведения инвентаризации территории Автономной Республики Крым.

7.3. Экологические коридоры (экокоридоры) – формируются участками природных ландшафтов различной конфигурации и размера, исполняющих роль коммуникационных элементов экосети, обеспечивая соответствующие условия для сохранения экосистем и обмена генофондом между популяциями различных природных ядер и регионов.

Экокоридоры относятся к природоохранным территориям, однако в отличие от объектов ПЗФ в их пределах может сохраняться традиционный способ хозяйствования (принципиально не нарушающий структуры и функционирования экосистем).
Экокоридоры (как и биоцентры) могут быть выделены в несколько порядков или уровней.
Экокоридоры могут различаться по функциям:
внешние, то есть соединяющие экоцентры, биоцентры национального уровня;
внутренние, то есть соединяющие экоцентры, биоцентры более низкого порядка в пределах более крупного биоцентра (к ним могут быть отнесены коридоры, по которым осуществляются маятниковые миграции, например, миграции животных по долинам рек Южнобережья: летом – вверх по долине, зимой – в обратном направлении);
транзитные коридоры, то есть коридоры, подобные транзитным рекам, проходящие по той или иной зоне (биоцентру) и не выполняющие какой-либо функции для нее (к ним могут быть отнесены реки);
регуляторные, то есть осуществляющие ландшафтную регуляцию; среди них можно выделить особую разновидность – интерактивные – экокоридоры-аппендиксы или коридоры-отростки, выполняющие функции своего рода "карманов", служащих для размещения животных (может быть также избытка воды) в отдельные периоды времени; основная функция таких экокоридоров – пространственно-временная регуляция.
По типу местоположений различаются долинные, прибрежные, водораздельные, склоновые, озерные экокоридоры.
Различаются также экокоридоры естественные и искусственные (созданные человеком).
Особый характер имеют экокоридоры, которые намечаются в пределах населенных пунктов и в хорошо освоенных речных долинах.
Экокоридоры могут различаться также по пространственной структуре. Например, для птиц не обязательно иметь сплошные коридоры, а необходимы лишь периодические (через определенные расстояния) стоянки.
Из динамических выделяются экокоридоры, способствующие перемещению вещества и энергии в них. В их качестве выступают прежде всего речные долины, овражно-балочные комплексы, водоохранные зоны, пути движения приземного воздуха, постоянные тропы передвижения животных и др.
7.4. Экологические барьеры – это природные, природно-техногенные и техногенные элементы, объекты, выступающие препятствием для осуществления экологических функций: миграций животных, биогеохимической и биогеоценотической регуляции, в том числе круговоротов вещества и энергии, функционирования стоянок птиц и др. Таковыми являются транспортные пути, каналы (однако каналы могут выступать и коридорами), высокие горные системы, морские проливы, ландшафты, не благоприятные для определенной группы животных.
7.5. Экотехнические развязки – это места пересечения экокоридоров и антропогенных (реже природных) барьеров, технологически обустроенные таким образом, чтобы не нарушались естественные природные потоки, перемещения животных, обмен генофондом и др.
8. Экосеть и сельскохозяйственные системы.
В агроландшафте с дефицитом естественных местообитаний именно сеть из полосных и островных оазисов лучше поддержит биоразнообразие. Защитные лесные посадки и остатки вкрапленных в агроландшафт естественных местообитаний (ремизов, которые необходимо проектировать в соответствии с существующими методическими требованиями к схемам землеустройства) составят одну сеть с охраняемыми территориями и другими крупными лесными участками. Большая роль отведена полезащитным лесополосам как с агрономической точки зрения, так и с учетом их функционирования как биологических коридоров.
Необходимо препятствовать дальнейшей фрагментации природных местообитаний. Прежде всего путем водоохранных ограничений землепользования. Возможно также снижение уже существующей степени фрагментации сети биоразнообразия за счет земель, которые в силу экономических реалий в настоящее время по существу выпадают из сельскохозяйственного использования. При высокой плотности населения таких участков немного, но они есть.
Гарантией сохранения экологического, биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия выступает экологический каркас территории (ЭКТ), составляющий важный элемент экологического планирования.
Под ЭКТ понимается комплекс важнейших средоформирующих и средорегулирующих экосистем (ландшафтов), объединенных в единую сеть, которая обеспечивает устойчивость развития территории, ее экологические функции и сохранение многообразия природных комплексов. Нормальное функционирование и устойчивость природных комплексов зависят как от их способности к саморегуляции, так и от степени их территориальной сохранности.
В состав ЭКТ предполагается включение объектов ПЗФ, водоохранных зон, полезащитных лесополос, охранных полос вдоль транспортных магистралей и зеленых зон вокруг населенных пунктов.


РАЗДЕЛ II
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

РЭС является объединяющим компонентом по отношению к реализации обязательств Украины согласно Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе, включая сеть "Изумруд" (Бернская конвенция), Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водно-болотных птиц (Рамсарская конвенция), и Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция).
Создание РЭС – основной этап реализации в пределах Украины и на региональном уровне Всеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
При разработке мероприятий Программы формирования региональной экологической сети в Автономной Республике Крым на период до 2015 года (далее – мероприятий Программы) (Приложение 1)  использовались следующие подходы:
максимально учитывались принципы, задачи, мероприятия и направления реализации Общегосударственной программы формирования национальной экологической сети Украины на 2000–2015 годы, утвержденной Законом Украины от 21 сентября 2000 года № 1989-III;
основные направления мероприятий  согласованы с уже существующими и утвержденными программами (как комплексными, так и отраслевыми) социального и экономического развития Автономной Республики Крым;
реализация всех мероприятий рассматривалась во взаимосвязи и взаимодействии при решении вопросов научно-методического, организационного, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения.

РАЗДЕЛ ІІІ
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться прежде всего за счет средств Государственного бюджета Украины и бюджета Автономной Республики Крым. Ориентировочный объем средств, необходимых для финансирования Программы в течение 2008–2015 годов, составляет 25314,5 тыс. грн., из них за счет Государственного бюджета Украины – 12815 тыс. грн., бюджета Автономной Республики Крым – 12499,5 тыс. грн.

 

 

РАЗДЕЛ IV
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выполнение мероприятий Программы:
даст возможность сформировать РЭС в Автономной Республике Крым как составную часть национальной экологической сети Украины;
позволит создать 7 новых заповедных объектов общей площадью 257 тыс. га и увеличить процент заповедных территорий Автономной Республики Крым до 15 %;
будет способствовать созданию условий для обеспечения сбалансированного социально-экономического, экологического, культурного развития Автономной Республики Крым, сохранению и эффективному использованию природных ресурсов;
позволит расширить сеть существующих и создать новые объекты ПЗФ общегосударственного, республиканского и местного значения;
позволит определить иные земельные участки и ландшафты, которые выполняют защитные и охранные функции, будет способствовать сохранению и развитию видов животных и растений, обитающих и произрастающих на данных территориях;
будет способствовать формированию современного высокоэффективного природоохранного и рекреационного комплекса Крыма, являющегося дополнительным источником поступления финансовых средств в Государственный бюджет Украины и бюджет Автономной Республики Крым.