967

Пояснительная записка
к проекту закона Украины "О внесении изменения в статью 69 Бюджетного кодекса Украины (относительно зачисления платы за землю)"

 

1. Обоснование необходимости принятия акта

Статьей 290 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что плата за землю зачисляется в соответствующие местные бюджеты в порядке, определенном Бюджетным кодексом Украины для платы за землю.

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 69 Бюджетного кодекса плата за землю в полном объеме зачисляется в бюджеты местного самоуправления.

В Бюджетном кодексе Украины, действовавшем до принятия новой редакции, то есть до 1 января 2011 года, действовали иные нормативы зачисления платы за землю. В частности, 15 процентов платы за землю, которая уплачивалась на территориях сел, поселков, городов районного значения и их объединений, поступали в районные бюджеты.

В настоящее время Бюджетным кодексом Украины значительно расширена доходная база бюджетов местного самоуправления за счет зачисления платы за землю и соответственно значительно уменьшены поступления в районные бюджеты.

Вместе с тем учреждения здравоохранения сельских территориальных громад (фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, участковые больницы)содержатся за счет средств районных бюджетов, а собственные доходы районных бюджетов остаются ограниченными (фиксированный налог на доходы физических лиц, арендная плата и на налог на прибыль коммунальных предприятий при наличии коммунальной собственности).

В связи с этим районные бюджеты не имеют финансовой возможности предусматривать субвенции бюджетам местного самоуправления, в том числе на подвоз учеников в общеобразовательные школы района, на содержание сельских бюджетных учреждений и т. д.

В связи с дефицитом бюджетных средств районные бюджеты лишены возможности обеспечить необходимое финансирование районных программ социально-экономического развития, районных бюджетных учреждений, оказывать помощь проблемным сельским бюджетам.

 

2. Цель и пути ее достижения

Статья 95 Конституции Украины и статья 7 Бюджетного кодекса Украины закрепляют принцип справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами.

Указанными изменениями предлагается передавать 15 % поступлений от платы за землю в состав доходов, не учитываемых при расчете межбюджетных трансфертов, районных бюджетов, а в случае отсутствия такого административного образования, как район, соответственно в состав собственных доходов бюджетов г ородов республиканского (Автономной Республики Крым) и областного значения .

Исходя из фактических показателей поступлений в местные бюджеты на примере Автономной Республики Крым в 2012 году, доходы районных (городских) бюджетов при этом увеличились бы на 44072,3 тыс. грн., в том числе районных бюджетов – на 18241,1 тыс. грн.

При условии действия указанных изменений в 2014 году значительно возросли бы доходы районных бюджетов, в частности:

по Ленинскому району Автономной Республики Крым увеличение составило бы 2032,2 тыс. грн., что в 52 раза больше фактических поступлений (39,6 тыс. грн.);

по Красногвардейскому району Автономной Республики Крым увеличение составило бы 1367,7 тыс. грн., что в 108 раз больше фактических поступлений (12,8 тыс. грн.);

по Черноморскому району Автономной Республики Крым увеличение составило бы 1206,8 тыс. грн., что в 37 раз больше фактических поступлений (33,1 тыс. грн.);

по Нижнегорскому району Автономной Республики Крым увеличение составило бы 693,1 тыс. грн., что в 122 раза больше фактических поступлений (5,7 тыс. грн.);

по Советскому району Автономной Республики Крым увеличение составило бы 577,0 тыс. грн., что в 107 раз больше фактических поступлений (5,43 тыс. грн.).

 

3. Правовые аспекты

В данной сфере государственного регулирования действуют Конституция Украины, Бюджетный кодекс Украины.    

4. Финансово-экономическое обоснование

Реализация проекта постановления не требует дополнительных затрат из Государственного бюджета Украины.

 

5. Прогноз результатов

Принятие данного законопроекта позволит перераспределить доходы между уровнями местных бюджетов.

Данные изменения приведут к росту объема собственных доходов районных ( городских) бюджетов, что позволит им увеличивать норматив бюджетной обеспеченности по отраслям социально-культурной сферы, оказывать помощь проблемным нижестоящим бюджетам, выделять средства на реализацию социально-экономических и культурных программ на территориях районов.

Кроме того, возрастет заинтересованность местных органов власти в администрировании платы за землю.