Выступление Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимира Константинова на парламентских слушаниях по вопросу взыскания с крымчан задолженности по кредитам в украинских банках

Версия для печати

Уважаемые коллеги и участники парламентских слушаний!

Разрешите открыть наше заседание, посвященное обсуждению Федерального Закона «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя».

Инициатива проведения наших слушаний исходит не от нас, депутатов, а от крымской общественности, не на шутку встревоженной вступлением в действие данного Закона. При этом больше всего шумят, как обычно, те, кто самого документа не читал. Однако и приуменьшать или игнорировать вызванный им социальный резонанс, думаю, было бы ошибкой. Я бы сказал – политической ошибкой.

Именно эти обстоятельства диктуют необходимость откровенного и заинтересованного разговора о новом Законе, который затрагивает интересы сотен тысяч крымчан. Именно к такому разговору я вас всех и призываю. Мы должны спокойно и квалифицированно обсудить различные аспекты документа, спрогнозировать последствия его применения. Это позволит нам снять необоснованные страхи, будоражащие крымское общество, и выработать максимально корректную и консолидированную позицию по отношению к данному Закону и в целом – к проблеме, которой он посвящён.

Позвольте и мне высказать несколько своих соображений по поводу рассматриваемого нами сегодня Закона. Я вовсе не претендую на его правовую или общественную экспертизу. Думаю, это вполне квалифицированно сделают те специалисты, которые откликнулись на наше приглашение принять участие в слушаниях. Я же остановлюсь только на социально-политических аспектах такого анализа. Считаю, это необходимо для начала большого и всестороннего разговора.
Так вот, существуют два непреложных обстоятельства, жёстких правила, которые мы в данном случае обязаны иметь в виду.

Первое из них звучит так: Закон необходимо исполнять. Призываю всех участников дискуссии отказаться от явных или завуалированных призывов к неисполнению Закона о погашении займов. Мы – законопослушные граждане Российской Федерации, и добровольно входя в состав Российского государства, брали на себя соответствующие обязательства. Из этого и будем исходить.

Следующее обстоятельство заключается в том, что долги следует возвращать. Это общепринято. Это честно, и такого рода требования в целом справедливы.

Всё это так. Но существует и ряд моментов, не всегда понятных тем, кто живёт за пределами Крыма. В том числе – тем, кто, живя за пределами Крыма, пишет для него законы. Это – наша специфика, ощутить которую можно только непосредственно находясь в наших нынешних условиях.

Нам бы хотелось, чтобы законодатели федерального уровня учитывали, что против нас ведётся экономическая война. Причём некоторые её приёмы вполне могут квалифицироваться как целенаправленный геноцид. Крым лишают воды, электроэнергии, блокируют транспортные коммуникации. Всё это ломает привычную жизнь, разрывает деловые связи, приносит немалый материальный ущерб, ломает судьбы. Общеизвестно, что против Крыма и крымчан действуют особые санкции, не применяющиеся против других российских территорий и других российских граждан.

Для того чтобы вывести нас из-под ударов этой экономической войны реализуются масштабные федеральные проекты. Но их реализация требует времени. Только по его прошествии мы сможем ощутить себя настолько же защищёнными, как и наши сограждане в других регионах нашей Родины. Сейчас же мы находимся в переходном состоянии, когда прежние связи, коммуникации, контакты уже не действуют, а новые – ещё не наработаны. Думаю, вполне оправданным был бы учёт этой нашей специфики.

Крымчане неоднократно доказали, что мы не променяем своего права самим распоряжаться своей судьбой ни на какие блага из нашей прошлой жизни. Мало того, от ТАКОЙ Украины нам ничего не нужно. В том числе и кредитов. Но мы имеем полное моральное право просить у руководства России (именно у него), чтобы оно не торопило нас с окончательным расчётом. Ведь возвращать кредиты должны те, кто пострадал от всех этих блокад, понёс и продолжает нести убытки от действий украинской стороны. Мало того, отдать денежные средства нужно зачастую именно тем структурам, которые финансируют экономическую и информационную войну против Крыма.

Ещё раз подчеркну: все эти блокады опасны ровно до тех пор, пока мы не выстроили полноценных коммуникаций с материковой Россией. Думаю, технологически и символически эта ситуация продлится до момента открытия движения по Крымскому мосту. Полагаю, что и погашение задолженностей крымских должников целесообразно отложить до этого момента. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, к откровенной дискуссии. Действительно ли и что именно нужно поправить в федеральном Законе, какие для этого существуют аргументы – прошу высказываться. Не будем забывать, что речь идёт о судьбах конкретных людей.

Всё сказанное вами пойдёт в дальнейшую работу.

Давайте потрудимся на благо Крыма и крымчан!