Выступление Председателя Государственного Совета РК Владимира Константинова на торжественном собрании по случаю пятой годовщины принятия Конституции Республики Крым

Версия для печати

Уважаемые друзья! Коллеги!

Сегодня – пятая годовщина принятия Основного Закона нашей республики.

Пять лет назад принятием Конституции мы завершили своё возвращение в Россию, подвели политико-правовой итог событиям Крымской весны, юридически оформили политическую волю крымчан.

Именно поэтому мы чтим свой Основной Закон. Но не только поэтому. Высокое правовое сознание вообще является отличительной особенностью крымчан.

В день пятилетнего юбилея действующей Конституции Крыма уместно вспомнить, как оно формировалось, обозначить вехи крымского конституционного процесса, который нам довелось пройти. Во многом это – уникальный путь.

В новейшей истории Крыма ныне действующий Основной Закон – третий по счёту. И каждая из крымских Конституций была документом, отразившим различные эпохи нашего политического развития.

Первая, принятая в 1992 году, зафиксировала условия, на которых крымчане были согласны находиться в составе независимой Украины.

Ведь мы на нашем первом референдуме 20 января 1991 года проголосовали за восстановление республики как субъекта СССР и участника Союзного договора.

В вопросе референдума ни слова не говорилось об Украине, да и такого независимого государства в январе 91-го ещё не существовало. Но через несколько месяцев после восстановления в Крыму республики Советский Союз перестал существовать, а мы оказались, против своей воли, в составе независимой Украины, вне российских государственных границ.

В этих условиях мы, как люди цивилизованные и правопослушные, в тексте республиканской Конституции сформулировали своё видение взаимоотношений с Киевом: на каких условиях мы согласны в составе независимой Украины находиться. Это было ярким проявлением нашей готовности на компромисс, способности учитывать политическую реальность, соотнеся её с нашими интересами, ценностями и принципами.

Что сделал Киев с этим компромиссом?

Он его грубо отбросил, как только почувствовал, что может безнаказанно действовать с позиции силы.

Крымская государственность была растоптана, наши права попраны, политическая воля крымчан – проигнорирована.

Более трёх лет после этого Крым вообще жил без Основного Закона. И только в 1998-м мы, наконец, смогли разработать вариант, который устроил официальный Киев.

Для нас это тоже был компромисс, но компромисс, навязанный нам Центром,
в котором все наши региональные интересы игнорировались, а права оказались усечены до предела. Никакой другой документ официальный Киев просто не узаконил бы.

Тем не менее, нам удалось сохранить слабые очажки нашей государственности, едва заметные точки конституционного роста, но и над ними дамокловым мечом нависла угроза «скасування» (это украинское слово мы тогда хорошо выучили).

Все наши последующие попытки вернуть Основному Закону республики полноценность и основательность не получали поддержки центральной украинской власти. Мало того, Киев неоднократно пытался игнорировать даже те куцые полномочия, которые за республикой были сохранены.

И всё-таки, в ходе политического кризиса, который зимой 2013-2014 гг. охватил Украину, сохранённые в крайне неблагоприятных условиях региональные полномочия, позволили нам выполнить политическую волю крымчан: выйти из состава украинского государства и вернуться в состав России. Замечу, что нигде в пределах тогдашней Украины не было проявлено столько правового сознания, не было сохранено столько правопорядка.

По сути дела, крымская республиканская власть осталась тогда единственным легитимным институтом власти в стране.

Всё остальное было уничтожено в ходе государственного переворота.

Кстати, всё, что происходило на остатках государственной территории Украины после свержения президента Януковича и антиконституционного прихода к власти ставленников «евромайдана», тоже незаконно, не легитимно.

Да, узурпаторы поторопились провести в 2014 году президентские и парламентские выборы.

Но их объявили и провели незаконные структуры, подменившие собой предусмотренные Конституцией Украины. А следовательно – нет никаких оснований для того, чтобы признать их результаты. Не будут законными и итоги того реалити-шоу, которое сейчас разыгрывается на сопредельной с нами территории, – независимо от его исхода и результата.

Мы тоже вступаем в этом году в очередной избирательный процесс. Нам предстоит произвести перезагрузку всех органов власти в республике. И мы можем сравнить, как это делается у нас, а как – к северу от Перекопа.

Мы имеем право сравнивать, поскольку это – сравнение нашего прошлого с настоящим и будущим. Или, можно и так сказать, это сравнение нашей российской реальности с той, которой нам удалось избежать.

Так вот, анализируя предвыборную программу пятилетней давности, мы отмечаем, что она, в целом, выполнена.

Крым семимильными шагами движется по пути социально-экономической модернизации, вводятся в строй новые школы, детские сады, больницы, спортивные объекты.

Мы добились энергетической самодостаточности, получили надёжную связь с материковой Россией, а это – залог дальнейшего экономического роста.

На следующие пять лет мы планируем добиться того, чтобы в каждом крымском населенном пункте, от столицы республики до самого отдалённого села, люди почувствовали реальное улучшение своей жизни.

А что кандидаты в президенты Украины?

Они соревнуются, у кого анализы лучше, спорят, кто чья марионетка. При этом действующий президент, десятикратно увеличивший своё личное состояние в разорённой им стране, предлагает ещё и диктант написать на русском языке.

На языке, который при его власти повсеместно преследуется и изгоняется.
Это уже верх цинизма и демонстративного презрения в отношении своего народа.

Впрочем, его молодой оппонент, не руководивший в своей жизни даже ЖЭКом, но убеждённый, что в состоянии управлять государством – в этом состязании от своего конкурента не отстаёт.
И так будет продолжаться до тех пор, пока на Украине не будет восстановлена законная власть, ответственная перед народом.

Для того, чтобы вернуть Украину в легитимное русло, есть только один вариант: полная перезагрузка всей политической системы украинского государства. Сделать это можно исключительно через всенародное волеизъявление, создание временных учредительных институтов, обновление всей законодательной базы и, прежде всего, – принятие новой Конституции Украины.

Но всё это – дело братского украинского народа, которому мы желаем скорейшего политического выздоровления.

Пока же нам остаётся с печалью и сочувствием наблюдать, как дискредитируются остатки украинской государственности, как соседняя страна всё глубже погружается в хаос неопределённости и вседозволенности.

Но главное наше дело – строить свою республику – как органичную, естественную, неотъемлемую составную часть Российского государства, как форпост Русского мира.

И наша Конституция является политико-правовым фундаментом этой созидательной деятельности.

Ровно пять лет назад мы приняли Основной Закон, в котором сформулировали свои права и обязанности, свои цели и ценности так, как мы сами того хотели.

Наша Конституция впервые стала документом, созданным при активном содействии федерального Центра, всесторонней помощи с его стороны.
Впервые нам не надо было отстаивать свои полномочия – мы получили их в таком объёме, о котором в украинский период не могли и мечтать.

Приведу только один пример.

За пять лет в составе Российской Федерации нами приняты 667 республиканских законов, в то время как Украина в 90-е годы все крымские законы ликвидировала, а нам пришлось годами добиваться для республики хотя бы права законодательной инициативы. И – безрезультатно. Как говорится, почувствуйте разницу.

Мы теперь знаем, каким может быть политико-правовой документ, когда федеральный Центр не ставит палки в колёса, а во всём идёт навстречу региону.
Наша Конституция выдержала испытание временем, хоть и была создана в рекордно короткие сроки. Тогда, в дни Крымской весны, мы вообще всё делали быстро, и всё у нас получалось.

Это было какое-то вдохновение свыше, которое посещает только, если делаешь правое дело, если поступаешь по совести.

За прошедшие пять лет в Основной Закон Республики Крым не было внесено ни одной поправки. Это – высшая оценка качества нашего главного политико-правового документа.

Дорогие друзья!

Мы с вами переживаем период капитальных, невиданных по масштабу и значению преобразований, охвативших весь Крым.

Мы не просто современники этой капитальной реконструкции, мы в ней активно участвуем.

Конечно, настанет время и для внесения изменений в текст нашей Конституции. Ведь она - живой документ, тесно связанный с нашей реальностью.

А реальность наша меняется стремительно.

Но мы убеждены, что теперь, в нашей российской действительности, все коррективы в свой Основной Закон мы внесём сами.
Он будет меняться не потому, что кто-то станет выкручивать нам руки и навязывать свою волю, а потому, что такова будет наша воля, осознанная нами необходимость.

Сегодня в этом зале, в день пятилетия нашей Конституции, будут награждены наиболее отличившиеся крымчане. Это вы, дорогие сограждане, своим созидательным и самоотверженным трудом создаёте и развиваете нашу Конституцию. Это вы диктуете её текст законодателям, которые оформляют вашу политическую волю в статьи и параграфы. Так было и так будет впредь. И именно поэтому День Конституции Республики Крым – наш общий праздник: день торжества законности, политической воли и здравого смысла крымчан.

С Днём нашей Конституции, крымчане!

С праздником, друзья!