Порядок принятия законов Республики Крым

Версия для печати

Порядок внесения законопроектов, принятия, обнародования и вступления в силу законов Республики Крым установлен Конституцией Республики Крым, Законами Республики Крым от 15 мая 2014 года № 2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым", от 5 июня 2014 года № 14-ЗРК "О принятии, обнародовании, вступлении в силу и хранении законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым", Регламентом Государственного Совета Республики Крым, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года № 376-1/14.

Внесение законопроекта

Право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Крым принадлежит:
- депутатам Государственного Совета Республики Крым;
- Главе Республики Крым;
- Совету министров Республики Крым;
- прокурору Республики Крым;
- представительным органам местного самоуправления;
- комитетам Государственного Совета Республики Крым;
- территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым по вопросам его ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственный Совет Республики Крым:
1) проектов законов Республики Крым о внесении изменений в Конституцию Республики Крым;
2) проектов законов Республики Крым;
3) поправок к законопроектам;
4) предложений о законодательной инициативе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им законопроект из Государственного Совета Республики Крым.

Законопроекты рассматриваются на заседаниях Государственного Совета Республики Крым в двух чтениях.

Предварительное рассмотрение законопроекта

Законопроект, принятый к предварительному рассмотрению Государственным Советом Республики Крым, направляется:
- в ответственный комитет для рассмотрения и подготовки заключения;
- в комитеты для рассмотрения и в случае необходимости внесения предложений в ответственный комитет;
- в Правовое управление Аппарата Государственного Совета Республики Крым для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы и подготовки заключения;
- в Ассоциацию "Совет муниципальных образований Республики Крым" для подготовки предложений, представленных органами местного самоуправления, если законопроект затрагивает вопросы их компетенции;
- в Общественную палату Республики Крым для проведения общественной экспертизы с последующим ее рассмотрением на заседании ответственного комитета;
- законопроекты о бюджете Республики Крым, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Крым, а также законопроекты о внесении изменений в закон Республики Крым о бюджете Республики Крым и в законы Республики Крым о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Крым направляются в Счетную палату для проведения экспертизы и представления экспертного заключения;
- Главе Республики Крым для подготовки предложений или заключения, если законопроект затрагивает вопросы, касающиеся установления, введения в действие или прекращения действия налогов (сборов), изменения налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов (сборов), установления (отмены) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, других проектов законов Республики Крым, предусматривающих расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым, за исключением случаев, когда данный законопроект представлен Главой Республики Крым;
- прокурору Республики Крым;
- в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым.

Ответственный комитет Государственного Совета Республики Крым с учетом поступивших заключений и предложений к законопроекту принимает решение о возможности рассмотрения законопроекта на заседаниях Государственного Совета Республики Крым.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Законопроекты рассматриваются в первом чтении в следующем порядке:
1) доклад лица, уполномоченного представлять законопроект на заседании Государственного Совета Республики Крым, в котором освещаются концепция, актуальность и практическая значимость законопроекта и т. п.;
2) вопросы к докладчику;
3) обсуждение законопроекта;
4) голосование о принятии законопроекта в первом чтении.
По итогам голосования Государственный Совет Республики Крым может принять одно из следующих решений:
1) принять законопроект в первом чтении;
2) отклонить законопроект.

Законопроект, принятый Государственным Советом Республики Крым в первом чтении, направляется субъектам права законодательной инициативы для внесения в ответственный комитет поправок к законопроекту.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Подготовка законопроекта ко второму чтению осуществляется ответственным комитетом с учетом поступивших поправок, внесенных субъектами права законодательной инициативы.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении Государственный Совет Республики Крым рассматривает исключительно поправки к законопроекту, принятому в первом чтении.
Законопроект оформляется в виде таблицы поправок, содержащей поправки, рекомендуемые как к принятию, так и к отклонению.
В случае отсутствия поправок к законопроекту, принятому в первом чтении, он выносится на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым в редакции, принятой в первом чтении.
Решение Государственного Совета Республики Крым о принятии законопроекта во втором чтении считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от установленного числа депутатов.
Датой принятия закона Республики Крым считается день его принятия Государственным Советом Республики Крым во втором чтении.
Принятый Государственным Советом Республики Крым закон в течение пяти дней направляется Главе Республики Крым для подписания и обнародования.

Подписание и вступление в силу закона Республики Крым

Глава Республики Крым в течение четырнадцати дней со дня поступления закона Республики Крым подписывает и обнародует его либо отклоняет закон.

Отклоненный закон Глава Республики Крым возвращает в Государственный Совет Республики Крым с обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

Закон Республики Крым вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом и (или) Конституцией Республики Крым, законом Республики Крым не установлен другой порядок вступления его в силу.

Рассмотрение закона, отклоненного Главой Республики Крым

Если Глава Республики Крым в течение четырнадцати дней со дня поступления закона отклонит его, Государственный Совет Республики Крым в установленном порядке вновь рассматривает данный закон.
При повторном рассмотрении закона, отклоненного Главой Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым вправе:
а) одобрить закон в ранее принятой редакции;
б) принять все поправки Главы Республики Крым путем голосования за их принятие в целом;
в) принять или отклонить часть поправок Главы Республики Крым путем голосования по каждой поправке отдельно.
Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Главой Республики Крым, закон в ранее принятой редакции одобрен не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Крым, он в течение пяти дней направляется Главе Республики Крым и подлежит подписанию и обнародованию Главой Республики Крым в течение семи дней с даты поступления.