Комментарии Владимира Константинова об актуальных политических событиях

1. Опасные игры на грани ядерной катастрофы продолжаются. Вечером 13 апреля Иран запустил беспилотники и ракеты в сторону Израиля. Воздушная атака стала ответом на удар Израиля по посольству Ирана в Дамаске.

CNN назвал ночные удары самой мощной одномоментной атакой дронов за всю историю их применения. При этом о степени эффективности удара мнения диаметрально разошлись.

Так, США, Великобритания и Иордания заявляют, что перехватили большую часть ракет и беспилотников за пределами Израиля, а представители Армии обороны Израиля настаивают на том, что они перехватили 99% из порядка 300 летевших иранских снарядов. Согласно этим реляциям, результат налёта близок к нулю.

При этом командующий КСИР заявил, что операция Ирана против Израиля была успешнее, чем ожидалось. Это значит, что в Иране считают цель налёта достигнутой. Сочетается с такой оценкой и официальное заявление руководства страны о том, что операция «Правдивое обещание» завершена, и Иран не планирует продолжать наносить удары по Израилю.

Целью операции, как заявили в иранском МИДе, были авиабаза для истребителей F-35 и разведывательные центры, которые были задействованы при ударе по иранскому консульству в Дамаске. Эти объекты поражены.

Все эти оценки важны не просто для выяснения степени эффективности иранского удара. Они — закладывают мотивации для дальнейших действий в ирано-израильском конфликте.

Очевидно, что Иран не хочет дальнейшей эскалации. Он пытается поставить точку в обмене ударами. Поэтому, скажем, представительство Ирана в ООН заявило, что удар был сделан в соответствии со статьей 51 Устава ООН (нападение в целях самообороны). Вопрос исчерпан, но израильский режим может совершить еще одну ошибку, и тогда реакция Ирана будет гораздо более жесткой. Отдельно предупреждаются США — чтобы не вмешивались и сохраняли дистанцию.

Появились экспертные оценки, авторы которых утверждают, что атака Ирана носила «символический» характер. Якобы Израиль знал о готовящемся нападении заблаговременно, а задачей Тегерана было сделать «максимально много информационного шума, при этом не нанести серьезный удар для того, чтобы не вызвать ответную реакцию и не подвести всю ситуацию к войне». Но это, скорее всего, взгляд с иранской позиции.

Совпадает ли с ней позиция Запада (как самого Израиля, так и его союзников)? Это покажут ближайшие дни.

Официально США, ЕС, НАТО, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Украина, Япония, Аргентина, Парагвай — осудили иранскую атаку. При этом к огульному осуждению не присоединились такие государства коллективного Запада как Испания и Италия, не говоря уже о Турции, которая морально поддержала Иран, хотя в очередной раз претендует в этом конфликте на роль посредника.

МИД России в связи с ракетной атакой Ирана на Израиль призвал все вовлеченные стороны к сдержанности. Ведомство привело заявление иранского Министерства иностранных дел, в котором говорится, что действия Тегерана были предприняты «в рамках права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» в ответ на нападения на иранские объекты в регионе, включая удар по зданию консульского отдела в Дамаске 1 апреля.

Сдержанность сторонам точно не помешает, тем более, что в ней заинтересованы не только они.

Но вот МИД Израиля назвал Иран величайшей угрозой региональной стабильности и мировому порядку, заявив при этом, что Тегеран не должен получить ядерное оружие. Не означает ли это намёк на готовность Израиля нанести удар по объектам ядерной программы Ирана?

Тем более, у Тель-Авива есть уже такой опыт. Они наносили подобный удар в 1981 году. Но с тех пор в мире, и в соотношении сил между Ираном и Израилем, многое изменилось. И каким бы «символическим» ни был иранский налёт, он демонстрирует готовность современного Тегерана отвечать ударом на удар.

Конечно, опасность представляет не столько конфликт между двумя странами региона, сколько высокая вероятность его расширения, прежде всего — втягивание в конфликт США.

Такое развитие событий могло бы поставить мир на грань ядерной катастрофы. Но, похоже, у американской элиты есть дела поважнее, чем обеспечение ядерной безопасности. Это — грядущие выборы президента.

И ради победы Байдена его кукловоды вполне могут пойти на развязывание «маленькой ядерной войны» где-нибудь вдали от Штатов. Похоже, что без аргумента такой силы престарелого дедушку в Белый дом повторно трудоустроить не получится.

Но существует одно немаловажное обстоятельство: нет никаких гарантий в том, что «маленькая ядерная война» не перерастёт в большую. Шутить с этим могут только безответственные политиканы.

Беда в том, что наши оппоненты именно такими и являются. А теперь у них в руках — прекрасный повод для безответственного политического хода. Вот и приходится напряжённо ждать — решатся ли они на очередную авантюру или не решатся. Тем более — есть в мире силы, способные поставить авантюристов в угол.

2. Стратегическое партнёрство России и Китая может стать основой нового миропорядка.

Глава МИД России Сергей Лавров на прошлой неделе совершил двухдневный визит в Пекин. Его поездка стала подготовкой к визиту в КНР президента РФ Владимира Путина.

Помимо обсуждения планов дальнейшего сотрудничества, в Пекине обсуждался и украинский кризис, в том числе — перспективы его урегулирования.

Сергей Лавров на итоговой пресс-конференции заявил общую принципиальную оценку таких перспектив: «Мы с китайскими коллегами подтвердили вывод о бесперспективности каких-либо международных мероприятий, которые не то что не учитывают позицию России, а полностью её игнорируют, которые продвигают абсолютно пустую, ультимативную, так называемую формулу мира Зеленского и тем самым полностью оторваны от каких-либо реалий».

Эта оценка прозвучала в момент, когда страны антироссийской коалиции готовят очередную сходку в Швейцарии для обсуждения пресловутой «формулы Зеленского». Уже традиционно они пытаются заманить на такие мероприятия представителей т.н. глобального Юга. И здесь позиция КНР является определяющей.

К счастью, в Пекине прекрасно понимают, что миром Китай наслаждается до тех пор, пока коллективный Запад не сломил Россию. С другой стороны, для построения более справедливого и безопасного миропорядка Москва и Пекин нуждаются друг в друге. Потому и идёт стремительное сближение двух государств.

По данным Главного таможенного управления КНР, в 2023 году товарооборот между Россией и Китаем увеличился на 26,3% и достиг рекордных $240,11 млрд.

При этом китайские компании и банки опасаются вторичных санкций Запада. В КНР также не стремятся дополнительно осложнять отношения с ЕС и США, так как эти рынки для них остаются приоритетными.

Словом, о бескорыстной дружбе речь не идёт. Речь идёт о взаимовыгодном партнёрстве. Причём сторонами оценивается не только сиюминутная выгода, но и перспективы. Они у наших отношений прекрасные.

Но чтобы их реализовать, нам необходимо выйти победителями из навязанной нам войны с Западом. Впрочем, после нашей победы от желающих дружить с нами отбоя не будет.

Многое говорит о том, что победа эта приближается. Это чувствуют не только наши партнёры, но и противники.

3. Украина пошла вразнос, а вслед за ней начали шарахаться из стороны в сторону и её спонсоры.

Так, британская газета «Сан» беззастенчиво обсуждает нанесение террористического удара к середине июля по «любимому мосту Владимира Путина», так они называют Крымский мост. Британцы посчитали, что для успешной атаки Украине понадобится от 20 до 40 ракет Storm Shadow, истребители F-16, морские беспилотники Sea Baby.

Осталось только поставить киевским террористам всё необходимое.

Правда, опыт иранской атаки на Израиль говорит, что всего этого может не хватить не только для разрушения моста, а даже для нанесения ему серьёзных повреждений. Но главное — не результат, а готовность Запада в своих СМИ открыто обсуждать такие темы.

Год назад они обсуждали украинский «контрнаступ», его перспективы и масштабы. Сейчас у них другого варианта на «успех», помимо теракта, попросту не осталось.

Но мы уверены, что наши ПВО сорвут все эти людоедские замыслы. Все мы должны быть готовы оказать им, как и службам безопасности, всю необходимую поддержку для максимальной эффективности их работы. От этого зависит не только безопасность нашей страны, но и личная безопасность каждого из нас.

Попытка проведения в Швейцарии конференции по якобы «мирному урегулированию на Украине» вполне можно охарактеризовать как дипломатический терроризм. Туда планируют согнать представителей от 80 до 100 стран, которых будут склонять на поддержку пресловутой «формулы мира» Зеленского.

Если это получится, следующим этапом станет ультиматум России «от имени мирового сообщества».

Но, как уже говорилось, отсутствие на конференции одного только Китая способно разрушить эти планы. Проигнорирует ли это сборище Китай — сказать определённо нельзя. Хотя, судя по заявлениям по итогам визита в КНР Сергея Лаврова, — может.

До сих пор глобальный Юг крайне скептически относился к «формуле Зеленского». Но Запад готов в очередной раз вцепиться в эту соломинку, чтобы на дипломатическом треке попробовать добиться того, что у него никак не выходит на поле боя.

На фоне этих конвульсивных усилий, власти Украины и США договорились обсудить шаги по восстановлению украинской экономики уже на этой неделе. Встреча сторон должна состояться в Вашингтоне.

С учётом того, что ранее Зеленский заявлял, что на восстановление страны ему понадобится 700 млрд долларов, а агентство Bloomberg сообщало, что на это может потребоваться 1 трлн долларов, готовится грандиозный распил. Скорее всего — финальный, после чего участники аферы разбегутся кто куда.

Совершенно очевидно, кто именно будет восстанавливать Украину. Не те, кто уже два года водят зарубежные экскурсии в Ирпень — показывать несколько разрушенных зданий, а те, кто за это же время восстановил из руин Мариуполь.

Но для этого восстановления сейчас нужны не конференции, а освобождение страны. Будем делать всё от нас зависящее для того, чтобы его максимально приблизить.

15.04.2024