Петр Запорожец: «Крыму нужны «государственные люди» — управленцы с обостренным чувством справедливости, честности и порядочности»

Серию встреч в «Политической гостиной» «КИ» продолжил Петр Запорожец, глава комитета, курирующего важнейшее направление жизни республики, от которого зависят наполнение бюджета, стабильное жизне­обеспечение и экономическое развитие региона, — Комитета Государственного Совета Крыма по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу.

Очевидно, что каждый из членов Президиума крымского парламента — человек с богатым профессиональным и жизненным опытом, обладающий навыками управленца и законодателя, который досконально знает работу доверенной ему отрасли. Петр Петрович — не исключение, однако от многих коллег его отличает чрезвычайно широкий спектр интересов. Он хорошо осведомлен о принципах деятельности предприятий оборонного комплекса и энергетики, знает, чем живет село, как работают рынки и банки, имеет свое мнение в вопросах, касающихся качества всевозможной продукции — от металла до сливочного масла. Разговор с ним в редакции получился насыщенным и откровенным, о таком принято говорить: «Никто в зале не остался равнодушным». Некоторые из тем, поднимавшихся в ходе полуторачасовой беседы, предлагаем вниманию наших читателей.

— Петр Петрович, давайте вспомним о «Крымской весне»: за пределами полуострова изредка приходится слышать пессимистичные высказывания о результатах вхождения республики в Российскую Федерацию. К примеру, профессор МГУ Наталья Зубаревич считает, что Крым — эдакий «собес», который будет постоянно тянуть средства из госбюджета и ничего не давать взамен. Что бы вы ей ответили?

— Я бы ответил, что представлять такой вуз и рассуждать подобным образом — какой-то нонсенс. Видимо, человек — сугубо теоретик, не знакомый с историей Крыма и не разбирающийся в нынешней ситуации. А история говорит сама за себя. Давайте вспомним: лет 30—40 назад у нас везде были совхозы-миллионеры, при них — мясокомбинаты, птицефабрики, винзаводы. Полуостров утопал в виноградниках, и если бы не Горбачев и другие, этому направлению не нанесли столь серьезный урон. А крымские здравницы? Они и сегодня заполнены, востребованы, а в советское время возможности для отдыха на наших курортах были у каждого — тогда ведь не рассчитывали, что здравница должна приносить доход. Тем не менее Крым всегда зарабатывал, у нас и теперь есть для этого множество возможностей и реальные перспективы. Крым способен и должен быть самоокупаемым.

— Крупные российские банки, до сих пор работающие на территории Украины и теперь столкнувшиеся там с серьезными проблемами, за три года так и не пришли в Крым. Что вы по этому поводу думаете? Стоит ли ожидать, что они пересмотрят свою политику?

— Чтобы понять, что к чему, нужно проанализировать состав учредителей российских банков, в том числе открытых на Украине. Уверен, среди них есть и украинцы, причем непростые. Банкиры — не государственники, это частный сектор, бизнес, которые никто не в состоянии контролировать, кроме учредителей. Они же действуют, исходя из сложившихся условий и экономической выгоды. Думаю, в ближайшее время нам ждать по этой части нечего, кроме тех банков, что работают сегодня. Кстати, разве речь стоит вести только о банках? А где круизные корабли? Где торговые суда, разгружавшиеся в наших портах? В Феодосийском порту было 1200 работников, сегодня — 400. 680 человек трудились в порту Евпатории, сегодня — 136. В аэропорту Симферополя чьи самолеты? Летают перевозчики Урала, Сибири, Санкт-Петербурга, Москвы, но нет ни одной крымской авиакомпании. Никто не желает заниматься этой деятельностью. Пока Крым живет и работает в особых условиях, бизнес учитывает санкционные риски. Мы с вами все еще отчасти на «острове».

— Тем не менее быстрыми темпами строится Керченский мост. Как считаете, успеет ли Крымская железная дорога перестроиться на новые рельсы, чтобы принять поток железнодорожного транспорта, который пойдет на полу­остров?

— Когда появится мост, мы будем принимать поездов не меньше, чем при Советском Союзе. И из Хабаровска пойдут, и из Новосибирска, из самых удаленных уголков. Что же касается возможностей железной дороги, следует учитывать, их у нас, по сути, три с половиной. Основная передана РЖД, это федеральная зона ответственности. Вокзалы, депо, ремонтные мастерские — наши, подчиняются Министерству транспорта. Кроме того, есть Морская дирекция, занимающаяся, в том числе, железнодорожными паромами, — тоже структура, нам не подчиняющаяся. Ну и еще сохранились бывшие колхозные и совхозные подъездные ветки — к существовавшим когда-то заводам и складам. Так что в сфере железнодорожных перевозок переплелись разные экономические интересы, но поскольку политика у нас единая — мост построят в срок, и железнодорожники будут шагать в ногу со строителями.

— Как оцениваете результаты вхождения крымских предприятий в российское поле бизнеса?

— Непростой процесс, есть на этом пути сложности, но в целом картина более или менее сложилась. Достаточное количество промышленных предприятий, в первую очередь оборонного комплекса, уже полностью встроились в единую систему. К сожалению, пока государству неинтересны наши порты — это, опять-таки, частный бизнес. Есть несколько предприятий, аналоги которых существуют в других регионах, — нашим предлагают идти под чье-то «крыло», только тогда можно рассчитывать на получение госзаказа, напрямую на нас не выходят. Примеры есть: та же симферопольская «Сэлма» сегодня изготавливает продукцию, отправляет ее в Санкт-Петербург, а далее она уже идет к потребителю под маркой единого концерна. Завод им. Войкова в Керчи зарегистрировался в Краснодаре — его изделия также поступают в продажу без пометки «Крым»... Поэтому отчасти мы и не можем собрать весь бюджет — налоги платятся по месту регистрации.

— Что можете сказать о работе Уполномоченного по защите прав предпринимателей?

— Этот институт может и должен работать, но особого желания, наверное, нет. Хотелось бы знать о конкретных примерах помощи предпринимателям, защиты их законных прав. На рынках пока нет порядка. В Крыму практически уничтожена ко­оперативная торговля, это огромная ошибка. Для сравнения: в Краснодарском крае сейчас идет развитие кооперативного движения, есть земли, переданные кооперативам, животноводческие комплексы, ставки для разведения рыбы — поэтому она у них вдвое дешевле, чем у нас. В Крыму же везде расселись хозяева, определяющие ценовую политику по собственному наитию и для максимально возможной прибыли. Я считаю, к вопросу восстановления кооперативного движения нужно возвращаться.

— Ваше мнение: подешевеют ли кредиты для малого бизнеса? Ведь рубль стоит достаточно крепко.

— Никто из нас не может с уверенностью сказать, укрепляется ли рубль. Чтобы он укреплялся, должен расти золотовалютный запас страны. В условиях же санкций, экономической блокады Крыма и от государства, и от бизнесменов требуется вложение дополнительных ресурсов. Не думаю, что на этом фоне можно ожидать скорого удешевления кредитов — риски достаточно велики.

— Может ли строительная сфера дать толчок развитию других отраслей экономики Крыма?

— То, что строительство нормально развивается, хорошо, и дай Бог, хоть у кого-то появляется возможность улучшить жилищные условия. Но нужен тщательный подход. Помните симферопольский кинотеатр «Мир» и все, что вокруг него происходило? Кинотеатр снесли. Сначала коммунисты поживились, потом анархисты, потом демократы, в результате строится дом, в котором уже все квартиры «расписаны» между будущими (очень непростыми) владельцами.

— И это еще все на виду, а ведь существует «теневая» экономика. Есть ли шанс когда-нибудь вывести ее на свет божий?

— Шансы есть, но продвигаемся мы медленно. Я тут рассуждаю не как специалист, но думаю, что в «тени» процентов 60. И чтобы изменить ситуацию, необходима такая кадровая политика, какая была после революции. Нет, расстреливать никого не нужно! Нужно делегировать в органы власти, в управление «гос­ударственных людей», у которых обострено чувство справедливости, честности и порядочности. А у нас должности получают по протекции, вы гляньте, что творится в районах и городах! Самородков, людей из народа, трудовых коллективов на руководящих должностях не видно. Надеемся, в России на государственном уровне этот вопрос можно будет продвинуть — крымчане во всяком случае на это расчитывают.

— В свое время энергосистема Крыма была закольцована, ее невозможно было отключить без последствий. К чему это привело, мы помним по блэк­ауту. Нынешняя система застрахована от аварийных ситуаций?

— Пока не совсем. Подача электро­энергии обеспечивается с материка, энергосистема не в состоянии пропустить ток в обратную сторону. Строительство необходимых мощностей продолжается, идет глобальная замена устаревшего оборудования на основных магистралях, а необходимо дойти до каждого дома, каждого столба. При Украине этим хозяйством вообще никто не занимался, хорошо, что сейчас есть финансовая и техническая возможности привести ситуацию в энергетике к требуемым нормам.

— Для чего нам сегодня, когда нет товарного дефицита, «Знак качества»? Или это больше стимул для гордости коллектива?

— Во-первых, это государственная программа, которую я курирую в Крыму. Во-вторых, «Знак качества» нужен не только для работников того или иного предприятия, но и конечному потребителю. Это — гарантия того, что вы, к примеру, не отравитесь молоком, будете есть нормальную продукцию, пить качественные напитки. Чтобы этого добиться, необходимо пройти всестороннее лабораторное исследование — тут уже не «схимичишь». Так что на фоне засилья некачественной продукции на полках магазинов такой знак может помочь покупателю правильно сориентироваться. Правда, как оказалось, не все производители, чья продукция заслуживает высшей оценки, готовы участвовать в конкурсе — опасаются чрезмерных проверок, внимания и ревности конкурентов. Но ситуация на рынке постепенно меняется, и, уверен, хорошее всегда пробьет себе дорогу. А мы будем по возможности помогать.

Газета Государственного Совета Республики Крым
«Крымские известия»
 

24.04.2017