Ни один подвиг не будет забыт и ни одно зверское преступление не останется безнаказанным, - Владимир Бобков

История лагеря на территории бывшего совхоза «Красный» - хроника эксплуатации, издевательств, зверств, насилия, уничтожения, вербовки с одной стороны, и сопротивления, борьбы за жизнь, веры – с другой. Такое мнение выразил заместитель Председателя Государственного Совета Республики Крым Владимир Бобков, выступая перед участниками научно-практической конференции «Нюрнбергский процесс: история и современность» с докладом о преступлениях оккупационных властей на территории Крымского полуострова в 1941-1945 гг.


 
Вице-спикер крымского парламента отметил, что тема, связанная с фашистскими преступлениями на территориях, оккупированных в период Великой Отечественной войны, очень сложна и многогранна. «При этом сегодня – спустя 75 лет со дня Победы, мы продолжаем находиться в начале пути познания того, что происходило в Крыму – на территории, находившейся 2,5 года под пятой врага. Память и знания об этом даже у специалистов весьма и весьма фрагментарны, а что тогда говорить о подрастающем поколении», - задается вопросом Владимир Бобков.
 
По его словам, на территории Крымского полуострова в годы Великой Отечественной войны функционировали более 100 мест принудительного содержания советских граждан. «На месте некоторых из них стоят мемориальные стелы, на месте других – небольшие памятные знаки, на месте большинства – нет никаких обозначений. Известно мало фактов о лагерях Толле и в деревне Эски-Юрт под Бахчисараем, Картофельном городке и тюрьме СД на Студенческой в Симферополе, лагере в с. Биюк-Онлар – сейчас это поселок Октябрьское, лагерях и тюрьмах Джанкоя. Только в границах крупнейшего лагеря для гражданского населения, функционировавшего в системе карательных органов СД, в госхозе «Красный» создан полноценный мемориальный комплекс, развитие которого лишь началось в 2015 году, когда закончили свою работу строители. Сегодня мы очень близки к тому, чтобы воссоздать большинство страшных, а потому тем более не терпящих забвения, страниц истории концлагеря «Красный», - убежден Владимир Бобков.
 
Парламентарий привел воспоминания очевидцев событий тех лет, которые рисуют поистине шокирующую картину зверств фашистских карателей в концлагере «Красный», с первых дней своего существования получивший имя «лагеря смерти».  
 
«Именно так его именовали узники, а в обиходе и документах нацистов он называется «фильтрационный лагерь «Красный», «фильтрационный лагерь «Шпекентбюттель» - в переводе «палач Шпекман» по имени его начальника, «партизанский лагерь», «тюрьма СД», «концентрационный лагерь». Для узников создаются невыносимые условия, цель которых довести заключенных до смерти, с определенной периодичностью осуществляются массовые уничтожения. Расстрелы происходили на протяжении всего срока существования лагеря – вплоть до последней ночи, когда в лагерные колодцы было сброшено не менее 250 узников. Большинство были сброшены живыми. Людей сжигали, уничтожали в душегубках, их жизни уносил брюшной тиф», - рассказал вице-спикер Госсовета РК.
 
Как отметил Владимир Бобков, «детальное, научное изучение истории лагеря в «Красном» показывает весь тот объем задач, который еще стоит перед нами».
 
«Мы собираем и кропотливо систематизируем свидетельства, ведем углубленный поиск, работаем по воссозданию облика лагеря. Основной акцент, конечно же, на судьбах узников. Работа, которую мы проводим, требует обработки огромного массива данных – до ста тысяч листов опубликованных и архивных материалов. Только так мы можем минимизировать досадные ошибки, избежать искажений. Крымская земля густо полита кровью наших предков. И мы должны сделать все, чтобы ни один подвиг не был забыт и ни одно зверское преступление не осталось безнаказанным». – резюмировал В. Бобков.

Пресс-служба Государственного Совета
Республики Крым

26.11.2020